скачать сайт 1xbet

Виталий «V1lat» Волочай дает огромное интервью Sports.ru про Dota 2, футбол, карьеру комментатора и будущее киберспорта.

— Как так вышло, что человек из маленького города на Западной Украине стал самым известным комментатором киберспорта в СНГ?

— Это все институт. В моем Нововолынске-то, понятное дело, не то что киберспорта не было — там и со спортом, и с телевидением было тяжело. Ни веба, ни толкового компьютерного клуба тоже не было — только любовь к компьютерным играм и приставка у соседа.

Если б я не переехал в Киев обучаться, и даже если б переехал, но обучался не в КПИ (Киевский политех – прим. Cyber.sports.ru), у меня не вышло бы — я на 100 процентов уверен. А так у нас в студгородке уже в 2000-х была наибольшая в Европе внутренняя Cеть. Там можно было играть в любые игры, делиться чем угодно. И всегда под рукою были спецы, которые за могли за ночь сделать веб-сайт, а еще за полночи — плеер.

— А на игры-то вы как подсели?

— Киберспорт как такой для меня начался с FIFA. Ну, другими словами понятно, что поначалу была Dendy, позже ты узнаешь, что у кого-либо в городке есть PlayStation, и т.д.. Но конкретно на FIFA я подсел так, что сообразил — слезать не собираюсь. Собираюсь в массы нести. Организовали 1-ый университетский турнир по FIFA 2004, а позже — турнир меж институтами.

В это время, как на данный момент помню, мы с друзьями смотрели финишную серию НБА. Но спутниковая антенна в общежитии была только у 1-го человека, и чтоб все могли баскетбол поглядеть, нам было надо как-то сигнал передать по институтской Cети.

При помощи SopCast’а и еще некий «софтины» у нас это вышло, и я пошевелил мозгами: можно же застримить что-то еще! К примеру, наш чемпионат по FIFA. Позже оказалось, что матчи не очень любопытно глядеть без комментатора, и я попробовал как-то это дело варьировать. Понемногу до меня начало доходить, что это можно выводить на суровый уровень. В то время в Корее, Китае и Америке компьютерные игры уже стримились вовсю с неплохими камерами. У нас этого, вообщем, не было — а играли-то все.

Помучился, попробовал, вложил незначительно средств в аппаратуру, и с 2005 года начал делать трансляции различных турниров в Киеве. В 2006-м году я уже в Москву ездил, оттуда трансляции организовывал — даже чисто техно сторону, не только лишь как комментатор. А беря во внимание, что я один знал, как это верно сделать, и 1-ый начал комментировать, вышло, что я самый старенькый и самый прочуханный в этом всем.

— Почему сами за комментирование взялись?

— В 2000-х человек, который смотрел хоть что-то спортивное на украинском телевидении — начиная с футбола и заканчивая биатлоном, — осознавал, что глядеть это нереально. Мы с папой дома в то время включали два телека: изображение шло с украинского канала, а звук — с польского. Их комментаторы это было нечто, а наши были просто ужасные. То же самое было с киберспортом: читаешь текст про турнир по FIFA и понимаешь, что человек пишет о нем так, что это вообщем никому не любопытно: «Тот выиграл у этого, состоялся чемпионат с призовым в тыщу гривен».

А я как-то пришел на некий турнирчик по FIFA поиграть, но сразу вылетел. Так как играть я откровенно не умел — и до сего времени не умею ни во что играть. Я пробую, я любитель. В общем, мне было скучновато, а у их был микрофон — и я решил покомментировать конец турнира на шестьдесят человек. В конце мне люди рукоплескали. Друзья произнесли: для тебя нужно пробовать далее, может, даже на телевидение пойти. Но на телевидение у меня времени не было, а на компьютерные игры — было.

Позже залил свое видео на YouTube и увидел отзывы: «О, да этот матч по FIFA было увлекательнее глядеть, чем футбол по телеку! Давай еще!» И я начал давать еще.

— Украинское происхождение не мешает, когда комментируешь в том числе для россиян и белорусов?

— Для меня российский язык — не родной. Я из Волынской области, я в первый раз в жизни его услышал в 9-м классе, когда у нас там в первый раз русские телеканалы появились. Мне очень трудно было научиться на нем работать — и до сего времени трудно. Дома-то — с супругой, с родителями, с друзьями — я общаюсь на украинском. Потому последние лет 6 моей карьеры все россияне меня подначивают тем, что я «гэкаю» и время от времени забываю слова. Когда говоришь очень стремительно, автоматом вставляешь по-украински пару слов, время от времени даже по-польски что-то вылезает. Но как правило это все шутки-прибаутки, никто особенных претензий не предъявляет. Ну, не умею я взрывное «г» выговаривать, ну, извините!

— С произношением понятно, а что делать с политикой на фоне конфликта меж Украиной и Россией?

— У нас меж россиянами и украинцами даже дискуссий на политические темы нет. Киберспорт – очень молодежный вид спорта, все, кто им занимается, много времени проводят в вебе и не глядят телек. Это очень принципиально, так как эти люди в конечном итоге намного образованнее и понимают, что нет тут «бендеровцев» с фашистами. Им не приходится этого обосновывать.

У нас на International на данный момент движутся три команды. Virtus Pro — это два украинца, два российских, один белорус. Na’Vi — это четыре украинца, один российский. Empire — три украинца, два российских. Я с этими ребятами общаюсь, как и с комментаторами, которые работают на Starladder — там два украинца и четыре российских — и у нас никогда даже не появляется дискуссий на данную тему. Люди и так понимают: то, что на русском телевидении происходит, не имеет смысла. Вобщем, и на украинском — тоже, не будем уж кого-либо 1-го выделять. Потому, слава богу, нет скандалов на политической почве, нежелания ехать на турнир в Киев, так как «тут терпеть не могут российских» либо что-то еще. Никто никогда не произнесет в чате либо во время игры «Крым наш!». Люд здесь умнее, чем все другие. Надеюсь, так и будет длиться, и с этого будут брать пример.

— И все-же: почему в конечном итоге в киберспорте создался один большой регион «СНГ», а не отдельные, пусть и тепло относящиеся друг к другу комьюнити в каждой стране?

— Так как веб — штука обычная. Там никто не знет, из Киева ты либо из Кирова. Как стандартная команда зарождается? Ты играешь с кем-то в вебе, человек для тебя приглянулся, ты ему несколько раз написал, вы играете далее — и только через три недели для тебя придет в голову спросить его: «А ты откуда?» Обычно же это никого не интересует, язык общения там один — российский, все на нем разговаривают и все его понимают. Потому и Казахстан, и Беларусь, и Украина, и Наша родина — это таковой общий сектор для компьютерных игр.

— Прямо Российский мир.

— Ну, исключительно в неплохом что ли смысле. В киберспорте, как его не назови, это все русское общество. Никогда за все это время я даже не вспомню попыток сделать чисто украинскую, скажем, либо чисто российскую команду. Другими словами они были — 1-ый состав Na’Vi был чисто украинским, но позже они решили: а давай возьмем того парня из Москвы, будет еще круче. И после чего все уже закончили уделять свое внимание, Украина либо Наша родина, какой флаг там будет висеть.

Так вышло — это веб, там люди не особо переживают, что они играют с русскими, с украинцами либо с поляками. Вон, наилучшая команда в мире на данный момент — это один иранец, один швед, один канадец, который родился в Узбекистане. И нормально.

— Все идет к таковой модели как в футболе, когда в условном «Реале» может не быть испанцев и никого это не изумит?

— Ну и эта модель вправду работает. Есть украинская, поистине украинская команда Na’Vi, у которой в составе по Heroes of the Storm, вообщем, ни 1-го украинца нет. Там даже нет ни 1-го русскоговорящего! И это не принципиально — веб, как и киберспорт, мультиязычен и мультикультурен.

— Для чего люди глядят, как играют другие?

— А для чего люди глядят «Орел и решку»? Это самая пользующаяся популярностью в СНГ сейчас передача в вебе. Ее даже по телеканалам демонстрируют. Там пара людей летает по всему миру — и один должен прожить на кучу средств, а 2-ой — на 100 баксов. Так она собирает по 10-20 миллионов просмотров. Почему люди глядят, как кто-то отдыхает в Египте? Но люди же это глядят! Люди глядят, как кто-то играет в футбол, а не идут играть в футбол. Точно так же людям нравится глядеть, как кто-то играет в игры.

Вот почему я смотрю? У меня на физическом уровне нет времени играть в какую-нибудь крутую новейшую игру. К примеру, Alien: Isolation — роскошная, атмосферная игра, но мне на нее необходимо восемь часов времени. А я пришел домой, приготовил для себя поесть, включил трансляцию того, как человек проходит игру, — и это практически интерактивный кинофильм! Другими словами игра уже понемногу киноленты начинает теснить. И таких людей сильно много.

И это только обыкновенные игры, а киберспорт — это к тому же соревнование.

— Другими словами это может быть любопытно человеку, который сам не играет?

— Я лично знаю нескольких людей, которые не понимали, что же все-таки это такое, пока я их не сажал, не вставлял им бутылку пива в руку и не гласил: «Просто взгляни полчаса». И включал запись финишного турнира с неплохими комментаторами и неплохими командами — лучше, самого понятного им Counter-Strike. И оказывается, что это вправду любопытно и разобраться не так трудно. А когда он сам еще попробует поиграть — все, он наш.

Некие мои отличные друзья, вообщем, никогда в жизни не запускали Dota. У их нет времени играть — на нее необходимо как минимум два-три часа каждый вечер, она очень очень затягивает. Заместо этого они глядят трансляции. Когда-то мы пробовали провести оценку нашей аудитории и узнали, что более 20 процентов людей, которые глядят наши трансляции, или играют очень изредка, или не играют вообщем.

Это означает, что таких людей сильно много и до их всех необходимо испытать достать. Турниры на 16 милллионов баксов — это красивая возможность. В прошедшем году конец International 4 был на ESPN2 в прямом эфире! Да, было много различных отзывов, один из журналистов ESPN даже написал разгромную статью. Ему ответили: ну, покер же глядят, шахматы глядят, какие задачи? Через четыре месяца этого аналитика уволили — надеюсь, это никак не связано.

В этом году International 5 будет на CCTV5, наибольшем китайском спортивном канале, тоже в прямом эфире. Наши рейтинги рыдают, когда глядят на китайские, так как там стандартные матчи глядят сразу 2-2,5 миллиона человек. Но даже мы в сопоставлении с украинским телевидением уступаем только трем лучшим каналам.

В 2008 году я брал серверы для радиотранcляций на 256 человек и их хватало. На данный момент средний стрим какого-либо квалификационного матча на русском стриме собирает от 50 до 70 тыщ человек каждый вечер. Большие турниры типа ESL из Франкфурта либо Шанхая — до 100 тыщ. А International — это 300-400 тыщ человек лишь на русском стриме. Каналы типа СТБ, ICTV либо «Нового» за такие числа маму бы продали. Но они продолжают демонстрировать непонятные телесериалы.

1

— Что должно произойти, чтоб киберспорт появился на российском ТВ?

— В принципе, для этого вообщем ничего не нужно. Киберспорт, в отличие от «огромного» спорта не имеет таковой завязки на лицензии и права. Забирайте, кто желает, безвозмездно.

Когда это произойдет? Когда на одном из каналов возьмут 1-го обычного человека на работу, который поглядит и произнесет, что вот эта 167-я серия телесериала в среду в восемь вечера – это не то. Я не говорю про лучшие каналы, на их можно рукою махнуть и закрыть. Я говорю про каналы типа такого же Xsport, который, казалось бы, спортивный, но никто его не глядит, так как у их нет прав на что-то обычное. Так возьмите права на Starladder и поглядите, сколько народу у вас будет! Детки, которые глядят это в вебе, будут приходить к родителям и гласить: пап, вот по телеку оно, то самое. Вопрос исключительно в том, будет ли еще телевидение существовать к моменту, когда оно созреет демонстрировать киберспорт.

— А для чего всем этим людям, которые уже глядят киберспорт в вебе, телек, который они вообщем не глядят?

— Я так скажу: киберспорту телевидение не надо. Киберспорт нужен телевидению. Идет новое поколение, и стоять перед поездом с кликом «Нет, веб, ты не проедешь» не получится. Стандартных ТВ-приемников с каждым деньком становится все в меньшей и меньшей степени. Люди глядят IPTV, глядят в вебе киноленты и телесериалы. Пройдет еще 5 лет и про стандартные эфирные каналы можно будет запамятовать.

В Украине лет через 10 никто вообщем телек не будет глядеть. В Рф, наверняка, будут, но мы же здесь говорим, что будем Европой либо хотя бы желаем ей быть. Когда вырастет поколение людей, которым на данный момент по шестнадцать, я очень сомневаюсь, что у их дома будет телек. Другими словами он у их будет, но чтоб на нем через приставку запустить сериал, поглядеть кинофильм либо поиграть в компьютерную игру. Либо поглядеть компьютерную игру.

Dota

—В чем секрет фуррора Dota?

— А так как бесплатная. Это очень принципиальный фактор. До сего времени Dota страшно популярна в Рф и Украине вот поэтому. Это был мод к Warcraft, его хоть какой мог скачать и играть. В то же время с 2008 года в FIFA нельзя было играть по Cети, если ты ее не купил. Да даже приобрести игру в Украине было неувязкой — было надо диски чуть не из Москвы заказывать. Из-за того, что у нашего народа глупо не было средств, так и вышло: игрались в то, что безвозмездно.  

— В конечном итоге выходит, что какие-то киберспортивные игры дико популярны в одних странах и совершенно не популярны в других?

— Да. Вообщем, главное рассредотачивание — это консоли и компы. В СНГ консоли всегда были не особо популярны — приставку же необходимо приобрести раздельно, она средств стоит. А в Западной Европе напротив: ПК — это штука чисто для кабинета, и дома их просто не было. Если ты желал играть, ты брал консоль. Потому во Франции, Испании и в особенности в Англии страшно популярны игры, которые играют только на консолях. К примеру, Call of Duty — она есть и на компютерах, но у нас в нее на консоли не играет никто. Это пальцы можно сломать.

Соответственно, у нас играют в то, во что можно играть на ПК. Dota, например, страшно популярна в Рф, в Украине, в Китае, на Филиппинах, в Сингапуре, в Малайзии. Ну, и в США тоже — но это просто страна-феномен, там все популярно. В других же можно отыскать кое-что общее — это все «страны третьего мира». Страны, где у людей просто нет средств на консоли.

Зато из государств, которые отлично развиты, — это Япония, Германия, Америка, Франция, Великобритания — еще меньше киберспортсменов. Так как киберспорт — это сначала командные дисциплины, завязанные на точности и скорости. Другими словами на том, что делается клавиатурой и мышкой. На джойстике ты никогда не сделаешь того, что можно делать на клавиатуре. Activision как-то специально проводил таковой шоу-матч: чемпионов мира по Call of Duty на приставках посадили играть против любителей на ПК. Так любители их разнесли без шансов.

Самые главные звезды киберспорта у нас — в тех дисциплинах, которые когда-то были бесплатными и играют только на ПК. Другими словами Counter-Strike-Страйк и Dota 2. А киберспорт на консолях — это еще далекое-далекое будущее. На их можно играть разве что в симуляторы типа FIFA и NBA.  

— А почему у нас не популярен League of Legends, который в неких странах — основная игра вообщем?

— Возникновение League of Legends как дисциплины — это уже не какое-то стечение событий, а незапятнанный маркетинг. LoL, к примеру, страшно популярен в Польше — и это жесточайший парадокс. Если взять Россию, Украину, Польшу и Германию, то в Рф соотношение Dota с LoL будет 90 к 10, в Украине — 95 к 5, а в Польше кое-где 15 к 85. А в Германии уже снова поближе к нам — 50 на 50. Просто в Польше был кабинет компании Riot Games, и они очень отлично по маркетингу давили. Так же как и в Корее с Индией.

Это новенькая тенденция в популяризации. Аналоги можно отыскать и в обыкновенном спорте — взять хотя бы пляжный футбол. В обычно футбольной Великобритании он вообщем не развит, в Италии — никому не нужен. Но он очень силен в Португалии и почему-либо в Рф. Логики в этом нет — так что дело наверное в том, что кто-то взялся развивать его в одном месте и не взялся в другом.

— Что-то будет изменяться в этой расстановке сил? Что нас последующее крутое ожидает?

— А вот я не знаю. На данный момент киберспорт очень стремительно развивается, так как рынок дошел до системы free-to-play. Другими словами игра бесплатная, ты в нее можешь играть сколько угодно, но снутри игры ты уже можешь за что-то платить либо не платить. На данный момент полностью неважно какая игра, которая желает стать кибердисциплиной, отталкивается от этого. Собрать турнир на 10 тыщ команд куда проще, если за нее не надо платить 150 баксов.

Что произойдет в дальнейшем? Сейчас пошел обезумевший бум на Counter-Strike — при том, что игре уже 13 лет, и она практически не изменялась. И этот бум только так как занимающаяся ею компания Valve решила: а давайте бум организуем. Они вложились средствами, и начиная с 2013-го по четыре раза в год проводят турниры-«мэйджоры» по всему миру. Игра, которую уже чуток подзабыли, из-за этого брутального маркетинга снова набрала популярность. Некие ребята поглядели один турнир, 2-ой и помыслили: хм, 250 тыщ баксов разыгрывают — может, возвратиться в Counter-Strike?

Так что на данный момент стоит ожидать жесточайшего маркетинга от суровых компаний типа тех же Blizzard и их новейшей игры Heroes of the Storm. Как эта игра выпустится, стоит ожидать миллионных турниров — так как на примере Dota 2 уже подтверждено: если ты в 2010-м вольешь миллион в раскрутку и все будут в шоке, то в 2015-м ты получишь 60 миллионов.

— Для Dota эта система с 4-мя «мейджорами» заместо 1-го International’а в год – благо либо зло?

— Благо. В Dota так вышло, что рынок полностью не регулировался. Игра стала страшно популярна, и с той системой, которую выдумала Valve, все сообразили: можно проводить турниры и зарабатывать на этом средства. Очень хорошие средства. Выпустил ты билеты на собственный турнир, 25% от реализации идут в твой призовой фонд, еще 15% забираешь для себя как чистую прибыль, остальное отдаешь Valve. Если у тебя неплохой турнир, ты можешь очень отлично заработать, особо не вкладываясь.

Начали появляться очень много турниров,  начался полный бардак. Расписание турниров друг на друга накладывается, прохладные войны меж ними, турниры в конечном итоге начали ослабевать. Это как если б в теннисе не было ATP и каждый проводил бы турнир не по календарю, а когда желает. Все бы их проводили летом, так как это выгоднее, и был бы полный дурдом.

Рынку нужен был регулятор, и им выступил Valve. Они произнесли: окей, мы со будущего года создадим все проще. Будет четыре турнира каждые три месяца, месяц ранее будет называться трансферным периодом, в который команды сумеют делать подмены в составах. За нарушение этого правила команда не допускается к соревнованиям. Меж этими пиками будут разогревочные мини-турнирчики.

В конечном итоге получится экосистема, в какой всем живется лучше. Будет некий объединенный рейтинг, некий календарь. Это в конечном итоге дозволит вывести Dota на новый уровень, говорить с суровыми спонсорами с позиции «У нас за последующие три года будет 12 турниров», а не «У нас турнир в марте, а далее поглядим».

— Откуда вообщем берутся средства в киберспорте?

— Их в нем настолько не мало, что мне время от времени даже жутко становится. Спонсоры. Уже давным-давно компании, которые нацелены на киберспортсменов — производители компов, кресел, периферии, энергетиков и иных «молодежных» напитков — издавна сообразили, что реклама на заштатном канале либо маркетинговый щит кое-где в центре городка стоят обезумевшие средства, но их мотивированная аудитория не там. Мотивированная — это люди, которые играют в игры и глядят трансляции. Беря во внимание статистику, которую я уже озвучивал, условиться о том, чтоб у турнира, команды, игрока либо комментатора был сзади брендинг условной Coca-Cola, Burn либо Red Bull намного эффективнее.

— А какие варианты есть, не считая как забрендировать трансляцию?

— Ну вот на примере собственной работы. Идет конец турнира Starladder по Dota с призовым фондом в 140 тыщ баксов. Не считая того, что половина этих средств собраны со зрителей, еще есть стартовый призовой фонд. У турнира есть два-три технических спонсора. Турнир даже может носить заглавие компании — это вообщем самое драгоценное.

Начинается трансляция — комментаторы могут посиживать в футболках с чьими-то логотипами, на заднике может быть то же самое либо что-то другое. В отличие от обычного спорта, где есть поле и щиты, а больше рекламу особо никуда не вставишь, в Dota и CS можно делать брендинг поверх трансляции, вставочки, баннеры, что угодно. Перед игрой — трехминутная маркетинговая пауза, меж матчами — то же самое. Демонстрируют команды — они посиживают с баночками Monster, на футболках у их — Asus.

И этот рынок еще не раздут до максимума, места на нем много. Я уверен, что спонсоры из огромного спорта начнут приходить в киберспорт.

— Кстати, о Starladder. Как он появился вообщем?

— В 2008 году в Донецке его сегодняшний СЕО Роман Романцов открыл 1-ый суровый компьютерный клуб – поточнее, 1-ый киберспортивный. Там уже была сцена, на ней 10 компов, диваны, зрительные места, большой экран. В общем в первый раз в Украине попробовали выполнить то, что уже издавна делалось в Корее.

Раз за месяц там проводились всеукраинские турниры, раз в два месяца – всеСНГшные. Начали стримить это в вебе, все очень отлично развивалось, и в 2010 году донецкая «КиберАрена» расширилась — в Киеве открылся ее аналог, только вчетверо больше и лучше. Начали приглашать команды не только лишь из Рф и Украины, но из Швеции, США и т.д., проводили турниры по Counter-Strike, по Dota, по StarCraft, по League of Legends.

Популярность была большущая. В деньки открытия нам приходилось закрывать двери, так как тыща человек входила и еще тыща желающих поглядеть на это вживую стояла на улице. В 2011-м решили сделать целую сеть турниров, гигантскую мультиорганизацию под заглавием Starladder. Мы поначалу задумывались ее по-украински именовать «Зоряна драбина», но в конечном итоге все-же на британском варианте тормознули.

По сути, таких компаний в мире сильно мало – есть европейская ESL, южноамериканская Major League Gaming и вот их фактический аналог Starladder у нас в СНГ. В рамках Starladder есть 5-6 дисциплин — World of Tanks, Dota 2, Counter-Strike Point Blank, много различных коммерческих дисциплин. По ним идут неизменные сезоны — для любителей, для полупрофи и для экспертов со всего мира. Концы мы четыре года проводили тут, в Киеве, лупили все рекорды — начинали с 30 тыщ, дошли до 280 тыщ во время конца. Проводили в Минске и Москве по «танкам». В этом году Starladder в первый раз сумел провести выездной турнир — в Бухаресте.

— Я так понимаю, дело было не только лишь в удачливости.

— В стране война. Две китайские команды и одна южноамериканская очень очень запереживали — разъяснить им, что Киев далековато от зоны боевых действий, у нас не вышло. К тому же россиян могли сюда не пустить – у нас уже были такие случаи. Их возвращали, некие только с третьей пробы влетали в Украину. Ну сами посудите: летит 18-летний россиянин, который на границе гласит: «Я пищу в стрелялку играть». А у нас вправду был один таковой персонаж, который имено так и произнес, и его развернули.

В Бухаресте нам понравилось. У нас там был местный Дворец спорта, пришло около 2-ух тыщ зрителей. В Румынии Dota очень популярна, как и Counter-Strike. Сейчас нас зовут на Milan Games Week, в Америку звали. Надеюсь, скоро Starladder начнет по всему миру ездить, а не только лишь в Киеве проводиться.

— Последующий конец где планируете провести?

— Пока не знаем. Очень охото, нереально охото провести его в Киеве — но может быть, происшествия сложатся так, что это будет другой город. Тут большущая неувязка с площадками. Проводить его в «КиберАрене» мы не можем — она просто лопнет от количества желающих. Мы мечтаем о киевском Дворце спорта – но пробы с ними условиться проявили, что это страшно непростой процесс. Им даже трудно разъяснить, что же все-таки это такое: что будет ивент, он будет идти 6 дней, мы здесь выстроим сцену, нам необходимо столько-то электричества, и у нас здесь будет 6 тыщ человек каждый денек.

Высшие бюрократы — а когда ты договариваешься о Дворце спорта, для тебя необходимо идти в министерство либо мэрию — они просто не понимают, о чем речь. Должно пройти время, пока здесь станет как в Америке, где «Мэдисон Сквер Гарден», арена клуба НБА, сдается под турнир по Dota, на нее приходит 10 тыщ человек, и никого это не поражает. Но ничего: пройдет время, люди нашего возраста будут у власти и будет поординарнее с ними разговаривать. Главное, чтоб не прошло лет 20, и мы не оказались в хвосте поезда.

—  А если в Рф проводить?

— Там с площадками намного лучше, но Наша родина очень тяжела исходя из убеждений проведения интернациональных турниров. Чтоб янки получить туда визу, необходимо чуть не месяц времени. Всем европейцам тоже необходимы визы, они должны с приглашениями ходить в русское посольство. А мы украинская организация, и присылать приглашения в Россиию – тем паче при сегодняшней ситуации – нам очень тяжело.

Комментаторы

— Что мешало за этот период времени вырасти другим комментаторам и вас переплюнуть?

— Не принципиально, какой у тебя родной язык. Сущность в правильной дикции и чувствах. Я уверен, что через год-полтора появятся какие-то юные таланты, которые будут наилучшее брать из моих комментариев и станут лучше меня. Но на данный момент очень тяжело с такими людьми. Они возникают, но их не достаточно – и люди не желают обучаться. Это большая неувязка.

Я всегда всем рассказываю: чтоб стать неплохим комментатором, не надо посиживать и играть целый денек в Dota. У меня дома никогда не выключается телек, там 30 спортивных каналов, которые я смотрю практически круглые сутки. Все фишечки, касающиеся не только лишь комментирования, да и показа, я оттуда перенимаю. Включаешь Sky Sports F1 и это просто что-то неописуемое: какой продакшн ребята делают во время гран-при, как комментатор Дэвид Крофт умудряется нагонять интригу, даже не поднимая голоса, одной интонацией. Пока юные комментаторы не начнут глядеть это повсевременно, пока не станут перенимать что-то у комментаторов из всех государств мира, у их будет плохо получаться.

А молодежь на данный момент очень ленивая пошла. Они не могут вынудить себя пойти на курсы диктора, вынудить себя глядеть футбол либо Формулу-1. Они лучше поиграют в Dota, пообщаются с друзьями, а позже сядут пробовать комментировать. Зная только Dota, но не зная, как должен работать комментатор в принципе.

— А киберспортивной публике необходимо прямо-таки заставлять себя глядеть «большой» спорт? Это так различные аудитории?

— Очень различные. Я сам был очень очень удивлен. Вот вам наглядный пример. В прошедшем году International проходил сразу с чемпионатом мира по футболу, и как раз во время финишного матча были игры в Сиэтле. Они проводились в отеле, а на нижнем этаже был спортбар. И вот обед, ничего не происходит, я говорю: «Ребята, конец чемпионата мира, кто со мной в бар?» И из всех людей — а это комментаторы, весь русский стафф в 30 человек, аналитики, техники — я пошел один с супругой! Людям был не увлекателен даже конец чемпионата мира по футболу!

Для меня это умопомрачительно, так как я пришел в киберспорт, так как очень обожал «обычной» спорт. Очень обожал и до сего времени люблю.

— Я лицезрел ваше фото на фан-секторе футбольной «Волыни».

— Да, я последние 10 лет стараюсь ходить на матчи — все-же я из Волынской области родом, и за клуб из Луцка болею. Выходит нечасто, но на 4-5 матчей в году я всегда хожу — и всегда в фанатский сектор. Не так давно вот должен быть пойти на матч в Полтаве, несся с Волыни сюда как угорелый, проехал 700 км – но на полчаса запоздал на собственный автобус.

При всем этом я не называю себя ультрас. Просто когда ты приезжаешь в Одессу на матч «Черноморец» — «Волынь», посиживать в ординарном секторе – это скучновато. Я же туда как попал вообщем: один раз пошел на сектор, а там все 90 минут любопытно! Кричалки люди кричат, поют песни – ну прикольно же. Да, там много и различных гадостей происходит: жгут фаеры, кричат различные ультраправые кричалки – это мне не нравится, в этом я не участвую. Но главное, что туда люди приходят не чтоб семки полузгать и не для того, чтоб набухаться. А приходишь на «Динамо» — «Фиорентина» в обыденный сектор — около тебя 5 человек, которые уже еле дышат, еще трое семки едят, еще четыре вообщем не понимают, где они находятся. Потому я уважаю ультрас за то, как они глядят футбол, хотя кое-что я бы у их поменял.

Для меня киберспорт — это такая часть спорта, которую я сам могу делать, в которую я сам могу поиграть, не выходя из дому. Не собирая команду из 18 человек и не проходя через четыре года заявок, турниров и остального, что необходимо сделать в областной футбольной лиге.

Но то, что 15-16-летним ребятам, которые начинают играть в Dota либо CS, полностью не любопытно, что там происходит в баскетболе либо волейболе, — это неувязка не киберспорта, как раз таки «огромного» спорта. При том, что Starladder по статистике намного популярнее некий украинской баскетбольной Суперлиги, отношение к киберспорту — легкомысленное. Вот пошли ребята из NaVi, которые зарабатывают по 300 тыщ баксов в год и у каких по 300 тыщ подписчиков в твиттере, на утреннее шоу украинского «Нового канала». А их там повстречали с джойстичками, с игрушечками, произнесли: «Ути-пути, это вы каждое утро просыпаетесь и в тетрис играете, да?» Ну и для чего им это нужно?

— Признание в качестве олимпийского вида киберспорту необходимо?

— На данный момент сильно много дискуссий о том, что в Токио в 2020 году он может быть показательной дисциплиной. В Стране восходящего солнца это страшно популярно, и есть мысль показать его публике в рамках Олимпиады. Я считаю, что если есть возможность, это нужно сделать. Показать людям, что киберспорт — это не кое-где в подвале посиживать. Если в Токио в рамках Игр провести конец League of Legends, туда вправду придет стадион людей. А если за 5 дней до старта Олимпиады это покажут и увидят классические спортивные журналисты — все очень очень обменяется.

Я почему и советую устроителям киберспортивных турниров — правда, меня пока не внемлют — приглашать спортивных журналистов, комментаторов на ивенты. Чтоб они лицезрели это вживую и понимали, что же все-таки это такое.

— Это исходя из убеждений промоушна. А с соревновательной – необходимо в киберспорте разыгрывать набор олимпийских медалей?

— Нет, я не считаю, что это необходимо. Популярность – да, это принципиально. А просто быть на Олимпиаде рядом с борьбой – ну и что с этого? Будет – будет, не будет – будет у нас своя олимпиада.

— WCG вот уже нет.

— То, что ранее было частями собственного рода киберспортивной Олимпиады, стало очень большим делом. Сейчас каждый проводит собственный чемпионат мира: League of Legends — собственный, Dota 2 — собственный, Counter-Strike — собственный. На данный момент это практически нереально соединить, но если когда-то условятся и получится все это собрать на одном стадионе, шоу по рейтингам могло бы быть похлеще Олимпиады.

— Комментировать «большой» спорт для вас хотелось бы?

— Да, я всю жизнь грезил о том, чтоб покомментировать некий футбольный либо баскетбольный матч. Года три вспять украинский канал «Футбол» проводил конкурс комментаторов, я в нем даже поучаствовал. Правда, моя заявка на денек позднее пришла, и ее не разглядели. Но до сего времени на YouTube есть 15-минутный ролик, я комментировал матч «Шахтер» — «Карпаты», его поглядело уже тыщ 85. Людям очень понравилось.

2

Думаю, когда-то я точно постараюсь что-то такое откомментировать. На данный момент вот страшно увлекся баскетболом, последние года три стараюсь посещать чуть не все турниры, какие могу. Ездил на чемпионат мира в прошедшем году, в этом поеду на Евробаскет. Стараюсь ходить на матчи, знакомлюсь с баскетбольными людьми. Очень надеюсь, что в ближний год-полтора кто-то меня увидит и пригласит в гости что-то откомментировать.

— Сегодняшнее состояние комментария на ТВ для вас как? Болельщики вот критикуют и русских, и украинских, и белорусских комментаторов.

— Жуть, печаль, тоска. Баскетбольный ЧМ на украинском канале было реально больно слушать, а про Олимпиаду в Сочи даже гласить не охото. Сейчас в Украине толковых комментаторов сильно мало. У меня всегда было три примера: Джулай, Босянок, Вацко. Один сейчас очень заангажирован, 2-ой уехал в Ирландию. В общем, все плохо.

На русском ТВ тоже не плохих не сильно много – но там есть те, на кого я равняюсь и чьи матчи я смотрю вне зависимости от того, кто играет. Там есть Костя Генич — по мне так наилучший на данный момент русский комментатор вообщем. Человек так умеет передавать эмоции даже какого-то мертвючего матча типа «Эспаньол» — «Кадис», что ты не можешь оторваться. Но в целом, здесь как и в киберспорте не хватает некий системы подготовки, выходит закрытая каста.

— В большенном спорте критикуют комментаторов за то, что они скучноватые. За что критикуют комментаторов в киберспорте?

— В киберспорте время от времени критикуют напротив — за то, что они очень чувственные.

— У вас, я слышал, даже мат местами бывает.

— Да, время от времени еще проскакивает. Я уже года четыре работаю над собой, чтоб этого не допускать. Раньше-то было очень нередко, когда нас очень не много людей смотрело.

На самом деле комментаторы в киберспорте делятся на два вида. 1-ые — те, кто работает быстрее как шоумэн, я себя к таким причисляю. Для меня самое главное — передать зрителю не детали того, что вышло, а эмоции. «Вот те на данный момент выиграют у этих и будет очень классно» – даже если по сути в турнирном смысле без различия, выиграют они либо нет. Моя задачка – донести до зрителя, что каждый момент, любая стычка в игре очень важны, потому я всегда стараюсь подымать градус.

А есть те, кто напротив – держат градус на этом же уровне, но очень верно и точно говорят, что вышло в тот либо другой момент игры. Потому мы в киберспорте практикуем объединение 2-ух комментаторов на матче.

— Как в «большенном» спорте на западных каналах.

— Да, там есть play-by-play и аналитик. И это вправду отлично работает в киберспорте. А так, естественно, критики всегда много. Один зритель гласит: «О боже, для чего ты так кричишь, я желал расслабленно аналитику слушать», а 2-ой: «Два часа ночи! Сделай так, чтоб я не заснул здесь!».

Люди

— Когда узнаешь, что на International 1 мужчины из Na’Vi выиграли гигантскую сумму средств, перестаешь осознавать: как после чего живут люди, которым по 17-18 лет?

— Вообщем да: поехали 5 18-летних юношей, выиграли миллион баксов на пятерых. Это жуть, это словами не осознать — но ребята все равно остались нормальными. Если какой-либо 18-летний футболист получит договор на миллион баксов, он не станет быть неплохим футболистом. Я очень страшился, что то же самое произойдет с игроками в Dota.

— А на International 5 сумма будет еще более.

— Да, на данный момент уже 16,8 миллиона, и призовой фонд еще вырастет. Сейчас за 1-ое место ты получаешь по миллиону на человека, а не на команду. Это вообщем фантастические средства. Но рынок выстроен так, что ты знаешь – этот миллион не будет концом тебе. Через месяц будет еще турнир, через полгода очередной – и киберспортсмены начали вправду преобразовываться в экспертов. У их начали появляться личные тренеры, личные психологи, чуть не личные денежные помощники.

— Разумно, при таких-то суммах.

— Да, но еще в 2011-м это было дичью. Приезжает 18-летний Dendi во Львов – и, как я когда-то читал, оказывается, что это самый обеспеченный человек в городке, который честно заработал свои средства! Но все, кто тогда эти средства в составе Na’Vi выиграл, до сего времени в деле и на виду – они или комментаторы, или аналитики, а кто-то как и раньше киберспортсмен. Сущность в том, что люди научились жить с этими большущими деньгами и верно их использовать, а не как Артемка Милевский.

— А договорные матчи бывают в киберспорте?

— Естественно, и это большущая неувязка. Играют на ставках, так же как в футболе. Два года вспять у нас на Starladder играл последний матч сезона, для более сильной команды уже ничего не решавший. Вдруг комментатор, который на нем работал, звонит мне и гласит: слушай, что-то очевидно нечисто. Я к букмекерам eGamingBets, которые принимают ставки на киберспорт. Оказалось, что в 2-ух конторах изготовлены суровые ставки из Новороссийска — откуда как раз родом один из игроков. Проверили – оказалось, ставила его женщина. В конечном итоге пришлось отстранять и его, и команду.

— Какой средний возраст киберспортсмена? Гимнастки сейчас уже в 14-15 начинают выигрывать, а к 20 уже «старенькые».

— Киберспорт очень юный. В 16 лет ты уже просто можешь быть одним из наилучших в мире. В американской команде EG играет пакистанец SumaiL, которому 15 лет, он один из наилучших игроков прямо на данный момент.

Этому есть обычное физиологическое разъяснение: у человека в этом возрасте намного лучше реакция. А реакция и способность очень стремительно принимать решения — это главное в киберспорте. Когда человек стареет, у него уже никогда не будет таковой же реакции, как у 15-летнего. Потому 25 лет, я бы произнес, это уже чуть не критичный возраст — ты можешь даже лучше осознавать игру, но ты уже просто не успеешь ничего сделать.

Тем паче, что к этому возрасту ты уже не можешь столько времени высиживать на тренировках без последствий для спины и здоровья. Вынудить себя посиживать по 12 часов каждый денек в протяжении 2-ух месяцев – это ведь к тому же этически трудно, так как есть жизнь, есть друзья, есть семья. И есть спина нездоровая.

— Куда киберигроки идут после 25?

— 5 годов назад казалось: все поиграл, а далее куда, на завод? А на данный момент все так очень разрослось. Каждой команде необходимы тренеры и остальной персонал. Турниров все в большей и большей степени, и сейчас каждому медиа о киберспорте необходимы комментаторы, аналитики, ведущие. Ты можешь открыть свою школу, что на данный момент страшно популярно в Америке и Корее. Тренировки, которые проводит условный прошлый фаворит по StarCraft стоят обезумевших средств. Там целые школы юных людей, которых учат, как верно играть, как готовиться к матчам и даже что верно есть.

— Считается, что киберспортсмен — это всегда «задрот». Это как-то соответствует реальности?

— Лет 6 вспять все были убеждены, что киберспортсмен – это таковой толстый либо, напротив, очень худенький чувак в очках. Но когда ты смотришь International и видишь тех, кто играет, – что-то они какие-то не задроты. Начинаешь смотреть за ними в соцсетях – оказывается, обычные люди: прогуливаются в кино, ездят по миру, у их супруги и семьи.

Но миф про гиков никогда не получится перебить. И в Америке уже пошла волна: так гиком быть круто! Если ты гик, означает, ты шаришь в программировании, в компьютерах и способен заработать средства. Да он крутой!

Еще 10, да даже 5 годов назад мне было постыдно сказать, что я занимаюсь компьютерными играми. Приезжаешь на домашний ужин: «Виталик, а ты чем занимаешься?» — «Играми компьютерными» — «Лучше б на завод пошел». А на данный момент я говорю: да, я занимаюсь играми, я посетил 80 государств за четыре года, вот такая у меня жизнь.

— Необходимы какие-то профильные медиа для развития киберспорта — либо он сам способен развиваться? Раздел, который открылся на Sports.ru, имеет смысл?

— То, что происходит на Sports.ru, даст огромный бум в Рф и в Украине, я на 100 процентов в этом уверен. Аудитории у Sports.ru и киберспорта — громаднейшие. Когда это все соединится, когда людям растолкуют, что это таковой же спорт, как покер, шахматы либо гандбол, это будет прорыв. И это страшно популярно у нас в стране — так давайте болеть за наши команды, гордиться их победами, а не сторониться этого и писать в комментах «Какой это спорт, вы что, издеваетесь?»

Это спорт, очень суровый спорт. Это люди, которые месяцами посиживают на тренировочных буткемпах, где они по 8 часов в денек тренятся, где у их общефизическая подготовка, массажисты, тренеры. Спорт, в каком есть стратегия и все другое. Это очень суровые средства, призовые выше «Уимблдона». А если считать на 1-го человека, то футболисты сборной Чили на Копа Америка меньше выиграли, чем выигрывают на International’e.

Даже попытка все это связать — а в СНГ это в первый раз — и позиционировать киберспорт не как что-то игрушечное, как реальный спорт — это большой плюс. С течением времени это даст большой толчок и киберспорту, и Sports.ru как платформе, которая в первый раз это сделала.