одиниксбет зеркало на сегодня

Роман Дворянкин осмыслил переход в собственном блоге на Cyber.sports.ru.

Киберспорт издавна вышел из эры компьютерных клубов и полулюбительских турниров, которые комментаторы стримили при помощи веб-камер из собственных спален. В последние несколько лет киберспортивные турниры собирали аншлаги на знаковых спортивных аренах по всему миру, а фото хоть сходу бери – и в презентацию для инвестора.

Barclay’s Center в Нью-Йорке:

Lanxess Arena в Кельне:

ЦСКА Арена в Москве:

Смена формата с онлайна на офлайн – бесспорный тренд для киберспорта, начиная с сезона-2015/16, тренд, который привел за собой хайп, ТВ и спонсоров. И этот тренд оказался под ударом из-за пандемии коронавируса и запрета массовых мероприятий по всему миру. На прошлой неделе победой русской команды Virtus.pro закончился самый масштабный турнир весны по Dota 2, который устроители смогли оперативно перенести из Лос-Анджелеса в веб. Как у их это вышло? А к каким результатам привело?

Уход из онлайна был неминуем. В офлайне больше денег 

Киберспорт в современном его формате начал формироваться сначала 2010-х, и игры в онлайне, другими словами когда команды игрались или с тренировочной базы, или каждый игрок просто посиживал у себя дома, всегда были важной частью промышленности. Всем просто не хватало средств – венчурного капитала и маркетинговых договоров – на компанию огромного количества масштабных офлайн-турниров на больших площадках.

Обычно, в календаре каждой дисциплины было 2-3 больших турнира в год, еще несколько событий калибром гораздо меньше, а подавляющее большая часть игр проводилось онлайн. Это были и настоящие лиги, и отборы на те же офлайн-турниры, где за каждую путевку боролись как за выход в АПЛ.

2016 год почти во всем стал поворотным – турниры все почаще стали выходить на огромные арены: финишную стадию чемпионата мира по League of Legends воспринимали Staples Center в Лос-Анджелесе и Maddison Square Garden в Нью-Йорке, там же в Barclay’s Center прошел топ-турнир по CS:GO ESL One New York, а 1-ые два русских турнира серии EPICENTER провели в «Крокус Сити Холле» и на «ЦСКА Арене» , которая за несколько месяцев ранее воспринимала конец чемпионата мира по хоккею. За год ранее один из основных европейских турниров по CS:GO, ESL One Cologne, переехал в Lanxess Arena, главную площадку чемпионата мира по хоккею 2017 года.  

Наряду с этим инвестиции IMG и TBS, материнской структуры канала CNN, в турнирного оператора ELEAGUE задали новый эталон свойства для трансляций. Поглядите, как был отработан престижный тогда Mannequin Challenge, на котором видна полностью лучшая студия в Атланте, где проходили матчи:

Возможность показать эмоции игроков во время игры, их выход на сцену, рукопожатия и кучу других частей, к которым мы так привыкли в классическом спорте, сделали совсем новый уровень шоу и чувственной связи зрителей со своими возлюбленными командами. Два года вспять те же ребята из Virtus.pro влюбили в себя Великобританию, выйдя на конец турнира ESL One Birmingham в кепках героев телесериала «Острые козырьки»:

Не считая того, обладатели команд и турнирные операторы были озабочены перенасыщением рынка, когда сразу могло идти несколько онлайн-лиг и лучшие матчи – к примеру, Virtus.pro – NAVI в Доте – проходили чуть не каждую неделю, что снижало эксклюзивность и ценность конечного продукта. Представьте, что у вас 20 класико в год – как для вас будет любопытно глядеть 10-е, 15-е?

В конечном итоге к началу 2020 года матчи в онлайне проводились исключительно в качестве квалификаций на большие турниры либо скоротечных лиг в перерывах меж ними. Эти онлайн-турниры команды могли использовать как шанс набрать форму либо отработать новые стратегии. На офлайн-формат перебежала ведущая глобальная лига по CS:GO ESL Pro League, а один из их основных соперников BLAST Premier вначале представлял из себя единую серию турниров в ведущих глобальных мегаполисах.

Из-за коронавируса пришлось возвратиться в онлайн. Пока результаты – супер

12 марта наикрупнейший в мире турнирный оператор ESL объявил, что стартующий 15 марта мейджор в Лос-Анджелесе (в Dota 2 и CS:GO это эквивалент теннисных турниров «Большого Шлема») будет отменен из-за объявленной пандемии и закрытия американских границ. К тому моменту большая часть команд уже или были в Калифорнии, или находились на пути в США. За пару недель ранее тому же ESL пришлось провести без зрителей финишную часть наистарейшего и 1-го из самых узнаваемых киберспортивных фестивалей – IEM Katowice по CS:GO. Это был больной удар для компании и промышленности в целом, и от реакции ESL зависело очень почти все. 

25 марта объявили, что ESL One Los Angeles пройдет в онлайн-формате в 5 главных регионах мира (Европу и СНГ соединили в один, самый престижный) с 28 марта по 19 апреля. На российском языке трансляцию проводила киевская студия Maincast, которая сначала года обошла Ростелеком, «Газпром-Медиа» и собственного головного соперника, принадлежащую Mail.ru Group студию RuHub, в тендере на эксклюзивную покупку прав на все турниры ESL на 2020-2022 годы. На рынке до сего времени нет конкретной оценки экономической необходимости этой сделки, но не вызывает колебаний, что в критериях недостатка высококачественного киберспортивного контента ESL и Maincast достигнули впечатляющих цифр.

Аналитики Esports Charts, ведущей компании по исследованию аудитории киберспортивных трансляций, специально для этого поста подготовили сравнительный анализ по показателям нескольких турниров этого и прошедшего года:

Я попросил отобрать турниры, в каких русская команда Virtus.pro доходила до призовых мест (Epicenter Major, The Chongqing Major), также офлайн-турнир, не имеющий официального статуса от издателя игры. Мы лицезреем, что по пиковым показателям онлайн-турнир ESL One LA Online всего на несколько процентов не дотянул до Эпицентра, обогнав прошлогодний мейджор в Китае (там, правда, сыграл свою роль часовой пояс).

По итоговым часам просмотра и с учетом растянутого формата ESL One LA Online также удалось собрать сопоставимые с мейджорами числа.

Для ESL фуррор турнира был очень важен, потому что дозволил выполнить подавляющую часть спонсорских договоров, сначала с титульным партнером Мерседес Benz. Матчей было много, и турниру удалось показать отличные итоговые числа просмотров, а отсутствие соперников исходя из убеждений контента позволило не просесть по пиковым цифрам на отдельных трансляциях.

Но будущее за офлайном. Чем ранее он возвратится, тем лучше 

Естественно, проводить турниры в онлайне в разы дешевле: не надо арендовать и обслуживать арену (не достаточно какой турнир может окупиться на билетах, а киберспортивные поклонники пока растрачивают в разы меньше спортивных), не надо оплачивать перелеты и номера в пятизвездочном отеле для 100 с излишним киберспортсменов, 20 комментаторов и нескольких 10-ов технических работников.

Но я уверен, что с отменой ограничений и при оптимистичном сценарии развития событий в экономике киберспорт не возвратится к всеполноценным онлайн-турнирам. Качество продукта очень отличается – ты не видишь чувств игроков, ведущие и студия аналитики стримят из дома. 

Сначала это даже весело, но у зрителей нет чувства проф спорта, чем киберспорт, непременно, уже является. Как не станут новейшей нормой еще более действенные с экономической точки зрения включения ведущих на ТВ из дома заместо всеполноценных студий. Кстати, генеральный директор киберспортивной команды Complexity, принадлежащей самому дорогому спортивному клубу мира «Даллас Ковбойз», Джейсон Лейк не так давно в твиттере отметил, что нынешние эфиры новостных каналов очень напоминают ему трансляции киберспортивных турниров 7-8 летней давности, и это не та действительность, в которую ему охото ворачиваться.

Людям необходимы вида, которые даруют им эмоции. Болеть за NAVI либо Virtus.pro в Twitch-чате забавно, но это не сравнится с ревом многомилионной толпы в Катовице, Москве либо Нью-Йорке после каждого раунда. То же самое касается и брендов – да, можно поставить логотип на трансляцию либо сделать видеоклип, но за возможность подвезти игроков к сцене на собственных машинах, либо находиться вот на таких хайлайтах спонсоры готовы платить намного больше.

Потому я надеюсь, что уже этой осенью мы сможем опять ходить не только лишь в гастромаркеты, торговые центры, на концерты возлюбленных групп и матчи возлюбленных команд, да и на крутые киберспортивные турниры. Шанс открыть себе киберспорт как раз есть!

* * *

Подписывайтесь на блог Романа Дворянкина и ожидайте новых постов про киберспортивный бизнес!

* * *

Еще три принципиальных материала Cyber.sports.ru про средства в киберспорте:

Открытое письмо шефа Веги. До последнего находил инвесторов, желает камбэкнуть и возвратить долги

Интервью с Вилатом. Про бизнес. Про личное время. Про конкурентнсть. От Яны Медведевой

Топ киберспортсменов по призовым в 2019-м: Дота круче всех, а наилучшим в СНГ мог быть игрок в PUBG